Новости

Интервью с генеральным директором Союза производителей соков, воды и напитков (СОЮЗНАПИТКИ) Аллой Андреевой

Интервью с Аллой Андреевой — о развитии индустрии напитков в России. Генеральный директор Союза производителей соков, воды и напитков (СОЮЗНАПИТКИ) Алла Андреева рассказала о миссии организации, ключевых задачах и вызовах, стоящих перед отраслью.

В беседе — о том, как формируется ответственное регулирование на рынке, почему важно развивать экспорт и инновации, а также как российские производители сохраняют качество и конкурентоспособность на мировом уровне.

1. Расскажите подробнее об истории и мисси вашей организации?

- Меня зовут Андреева Алла и я возглавляю Союз производителей соков, воды и напитков. Мы являемся крупнейшим отраслевым союзом на рынке напитков России и объединяем ведущих производителей соковой продукции, упакованной воды и безалкогольных напитков. На сегодняшний день уже более 70 компаний работает на площадке Союза и их число с каждым годом растет. Наше деловое объединение существует на рынке уже более 20 лет и за это время стало платформой для ведущих производителей напитков, а также важным инструментом по выстраиванию коммуникации с органами власти, общественностью и экспертным сообществом. Союз специализируется на экспертной и научно-просветительской деятельности и занимается вопросами гармонизации технического регулирования и стандартизации, создания сбалансированной регуляторной среды для производителей напитков.

2. Какие виды продуктов включает индустрия напитков, которыми занимается ваша организация?
- Мы объединяем производителей соковой продукции (соки, нектары, морсы, сокосодержащие напитки), упакованной воды и безалкогольных напитков. Кроме этого, в состав Союза также входят производители и поставщики сырья и ингредиентов, представители сферы инжиниринга и сервиса и упаковки для напитков
.
3. Какие проблемы существуют на рынке напитков в России, с которыми сталкиваются производители?
- Сегодня на повестке дня в индустрии напитков стоит несколько важных вопросов, которыми мы занимаемся на регулярной основе. Перечислим некоторые из них, которые имеют наибольшую степень влияния на участников индустрии напитков.
Первое – вопрос акцизного налогообложения безалкогольных напитков. Выстраивая диалог с органами власти по этому вопросу, мы стараемся достичь баланса интересов государства, бизнеса и общества. Компании сегодня выполняют финансовые обязательства по ряду других проектов, поэтому мы выступаем за то, чтобы нагрузка на бизнес не росла высокими темпами. Кроме этого, важно отметить, что вклад напитков в общее потребление сахаров в России составляет менее 3%, поэтому мы выступаем против практики «демонизации» категории напитков и за продвижение принципов рационального потребления.
Второе – сегодня для многих отраслей, в том числе и для нас, важно какими будут новые параметры ответственности в рамках РОП для производителей упаковки. В этом вопросе мы выступаем против резкого повышения величины ставки экологического сбора, т.к. в конечном счете это может отразиться на итоговой стоимости продукции на полке.
Третье – за последние годы «категорией-рекордсменом» по количеству всевозможных запретов и ограничений стали безалкогольные тонизирующие напитки. По уровню зарегулированности они сравнялись с алкоголем и табаком, а по степени негативного информационного фона и критики в чем-то даже опередили их. На наш взгляд, здесь ситуация во многом несправедливая. Основным действующим компонентном подобных напитков остается кофеин, его содержание в одной упаковке, как правило, находится в рамках безопасного уровня для здорового человека. Мы поддерживаем все начинания, связанные с заботой о здоровье, и понимаем, что для решения глобальных вопросов здоровьесбережения важно придерживаться комплексного и всестороннего подхода, а не только вводить ограничения и запреты.
4. Поддерживаете ли вы инновационные проекты, нацеленные на улучшение качества продукции и повышение конкурентоспособности российских брендов?
- В первую очередь, хотелось бы отметить, что российская индустрия напитков находится на очень высоком уровне развития и не уступает ведущим мировым производствам ни с точки зрения оборудования, ни с точки зрения качества и безопасности продукции. На рынке представлен широкий ассортимент продукции с самыми различными вкусами и свойствами. Главное – это то, что каждый потребитель может найти именно то, что ему нужно! СОЮЗНАПИТКИ поддерживает всех участников индустрии, которые нацелены на внедрение новейших технологий по роботизации и автоматизации производств и логистики. Перспективным представляется также внедрение различных сервисов управления на основе ИИ-технологий, очевидно, что этот тренд будет усиливаться. Несмотря на различные вызовы и проблемы, российская индустрия напитков сохраняет высокую конкурентность как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и, мы уверены, будет развиваться и дальше!

5. Какие перспективы видите для дальнейшего роста и укрепления позиций отечественных производителей напитков на внутреннем и международном рынках?
- Ключевой точкой роста и развития для российской индустрии напитков может стать развитие экспортного потенциала страны. На данный момент основная доля экспорта российских напитков приходится на страны ЕАЭС, при чем, наибольшие объемы соков, воды и напитков закупаются в Казахстане и Республике Беларусь. Можно сказать, что потенциал наращивания экспорта в странах ЕАЭС еще не исчерпан, однако в долгосрочной перспективе важно налаживать сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Сегодня уже делаются первые шаги по налаживанию поставок российских напитков в Китай и Индию, однако для масштабирования этого направления необходимо усиление работы по выстраиванию коротких и экономически целесообразных логистических маршрутов, налаживанию сети сбыта российской продукции, масштабного маркетингового продвижения.